Космонавтика  Цифровая электроника 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25

регистры сдвига, но современная интегральная технология предложила такую роскошь, как устройство с переменной временной задержкой, программируемые схемы задержки, которые расширили возможности произвольной выборки. Для приборов умеренной стоимости частота выборки не слишком велика и только для дорогостоящих устройств приближается к 44,1 кГц, как для систем КД. В таких случаях время задержки может достигать минуты; но для длительных задержек, которые требуют огромного объема памяти, все же удобнее использовать высокоскоростные магнитные диски, нежели твердотельные схемы.

цими

Очень серьезный толчок развитию цифрового синтеза звука дало появление цифровых интерфейсов музыкальных инструментов (ЦИМИ), стандартных для изготовителей музыкальных инструментов и некоторых персональных компьютеров. Потребность в таком стандарте вызвана существенно возросшими сложностями процесса синтеза. Идеи использования компьютеров оказались весьма привлекательными для специалистов по синтезу. В этом направлении много сделано Roland Jupiter 8 и Sequental Circuits Prophet 5, a в то время, когда другие производители бросились изобретать системы последовательного микропроцессорного управления для своего оборудования, недостаток стандартизации оказался полезным. Однако скоро стало ясно, что все-таки некоторая стандартизация необходима, иначе потребители, использующие оборудование, основанное на микропроцессорах будут ограничены в возможностях применения изделий других изготовителей.

Система, предложенная Дейвом Смитом из Sequental Circuits, была модифицирована с учетом достижений фирм Roland, Yamaha и др. с целью создания стандарта ЦИМИ. В соответствии с ним используется последовательный интерфейс с неизбежными ограничениями скорости, но он дешев и не предъявляет особых требований к длине кабелей. Скорость составляет 31,25 Кбод; она превышает скорость передачи по компьютерным линиям связи и пригодна для многих целей; 1 бод означает - 1 сигнал в секунду, и хотя скорость в бодах не обязательно соответствует скорости в битах в секунду, но обычно используется в таком значении.

Система ЦИМИ допускает кодирование нот в диапазоне 10,5 октав и позволяет сигнализацию изменений содержимого памяти, а также дает специфичную информацию об инструментах. Система первоначально предназначалась для управления клавиатурными синтезаторами, но может применяться для создания ритмов; может быть также использована с различными устройствами, включая некоторые модели персональных компьютеров.

ЦИМИ допускают использование 16 отдельных каналов; позволяют изменять направление передачи сигналов. Система использует 8-битовые группы данных. Индивидуальные биты в каждом байте несут собственную информацию. К примеру, номер канала передается четырьмя



битами, а другие биты этого же байта могут нести нотную информацию. Декодер может отличить байт селекции каначов от байта, несущего информацию о тоне.

Коды ЦИМИ предусматривают информацию о ноте, уровне громкости каждой ноты, типе тона, огибающей амплитуды каждоготона, которая передается между инструментами и от компьютера к инструменту. Инструменты, используемые в линия.х ЦИМИ, могут работать в одном из трех вариантов, называемых омни , поли и моно ; от выбора варианта зависит, как воздействуют передаваемые сигналы на индивидуальные инструменты.

В режиме омни передатчик ЦИМИ (главная клавиатура или компьютер) посылает данные по одному каналу, но каждый принимающий инструмент по цепочке будет реагировать на все 16 каначов. Это позволяет с помощью одной клавиатуры управлять более чем одним синтезатором. Это простейщий вариант работы ЦИМИ; в этом варианте компьютер может управлять синтезатором, в частности, задавать ритм.

В варианте поли каждый инструмент имеет свой канал из 16. Это позволяет передатчику индивидуально управлять инструментом, так что каждый может исполнять свою партию. Отдельные ноты воспроизводятся последовательно, но благодаря высокой скорости передачи задержка во времени на слух не воспринимается и даже 16 различных партий звучат одновременно.

В варианте моно , используя современные синтезаторы, можно брать аккорды. Современные синтезаторы являются многоголосными и аккорды берутся, как на фортепьяно. Это требует сложной системы управления, так как схема фиксированных аккордов предусматривает только основные мажорные и минорные аккорды. В варианте моно можно создавать уникальные оттенки звучания.



приложение 1. Таблица обозначений основных логических элементов, используемых в устройствах цифровой звукотехники

обозначения

основных логических злементов

логическая функция элемента

в книге

гго гост

sycpep

инвертор

не-и

ие-или

=5>-

Исключающее или

:01>-

приложение 2. Технические характеристики аппаратуры магнитной записи

Параметр

Магнитофон

аналоговый

цифровой

Рабочий диапазон частот, Гц

20 ООО

2-22 ООО

Неравномерность частотной

характеристики, дБ

Коэффициент детонации, %

0,05

Не воддается

измерению

Отношение сигнал/шум, дБ

90-95

Динамический диапазон, дБ

Коэффициент гармоник, %

-1.5

0,05



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25