Космонавтика  Экранирование высокочастотных катушек 

1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284

полностью водонепроницаемый корпус, положительную плавучесть и ряд дополнительных сигнальных и питающих устройств, которые обеспечивают достаточный срок ее службы и высокую автономность.

Самолетная РЭА работает, как правило, в наиболее тяжелых условиях эксплуатации, характерными чертами которых является воздействие динамических изменений плотности воздуха, температуры, механических нагрузок и т. д.

Наиболее распространены децентрализованная и централизованная компоновки самолетной РЭА. В обоих случаях пульты уп-

)авления и антенно-фидерные устройства располагаются отдельно.

-[централизованная компоновка РЭА предпочтительней, так как позволяет создать более эффективные легкие системы виброзащиты и теплоотвода.

Р а к е т н о-к осмическая РЭА, как правило, выполняется только по централизованной компоновочной схеме. Условия работы этой аппаратуры (особенно в гермоконтейнерах больших ракет и ИСЗ) могут быть даже несколько легче, чем у самолетной РЭА. Однако требования высокой надежности работы и длительного срока службы заставляют вводить значительный запас по устойчивости конструкции РЭА при возможных нарушениях нормальных условий эксплуатации [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Варламов Р. Г. Основы конструирования радиоэлектронных аппаратов. Изд. МЭИ, 1963.

2. В а р л а м о в Р. Г. Компоновка радио- и электронной аппаратуры. Изд-во Советское радно , 1966.

3. Варламов Р. Г. Основы художественного конструирования радио- и электронной аппаратуры. Изд-во Советское радио , 1967.

4. П о л я к о в К. П. Приборные корпуса РЭА. Госэнергоиздат, 1963.

5. Ф р у м к и н Г. Д. Расчет и конструирование радиоаппаратуры. Изд-во Высшая школа , 1967.



2. ПЕРВИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Первичные источники питания (ПИП) предназначены для компенсации потерь энергии в преобразователях информации, обеспечения их нормальной работы и доведения энергетических характеристик сигналов до требуемых значений.

Все ПИП являются преобразователями энергии, что определяет ряд их важных параметров.

В качестве ПИП для РЭА используют сети переменного тока, химические источники тока (ХИТ) (автономные одноразовые гальванические элементы, батареи и аккумуляторы, преобразователи внутренней химической энергии вещества в электрическую), термо-и фотоэлектрические преобразователи энергии, а также акустические, топливные, биологические, атомные и другие типы преобразователей.

Наиболее распространенными ПИП для РЭА в настоящее время являются сети переменного тока, ХИТ, а также термо- и фотоэлектрические преобразователи;

Согласно ГОСТ 721-62 электрические сети имеют напряжения 127/220 В (однофазные линии) и 220/380 В (трехфазные линии) при частоте тока 50±2 Гц и стабильности напряжения ±10%. Для питания самолетной и другой бортовой РЭА используют сети постоянного тока напряжением 13,5 и 27 В, либо механические или статические преобразователи энергии, вырабатывающие переменное напряжение 36, 115 или 220 В при частоте 400±7 Гц и стабильности ±(3-7)% [3].

В настоящее время выпускается очень большое количество самых различных типов и видов ПИП, которые могут иметь показатели, отличные от указанных выше. Например, для питания бор ТОБОЙ РЭА находят применение источники повышенной частоты, для питания аварийной судовой аппаратуры или устройств сигнализации используют специальные типы ХИТ, показатели которых могут отличаться от указанных в ГОСТ.

Удельные характеристики ПИП очень сильно зависят от их конструкции, габаритов и веса. Общее представление о некоторых из них можно получить по данным табл. 2.1, 2.2 [3].

Кроме перечисленных характеристик существует целый ряд других, оказывающих то или иное влияние на работу ХИТ и питаемой от них РЭА.

Кривую разряда химического источника тока можно разделить на три участка. Первый участок вогнутый, крутопадающий, малой длительности соответствует началу режима разряда; второй более пологий и длительный характеризует нормальный режим разряда и может аппроксимироваться прямой линией; третий участок выпуклый крутопадающий (иногда переходящий в вертикальную линию) соответствует концу разряда. Для большинства ХИТ эта харак-



ТАВЛИЦА S.l Сравнительные данные некоторых ПИП

Характеристика ПИП

Мощность, Вт

5

i г? s -

Примечание

Гальванический

Ограничена

40-70

В зависимости от

элемент

габаритами

типа

и весом

Аккумулятор

То же

До 80

В зависимости от

типа

Агрегат питания

120-

До 25

Использование не-

с бензиновым дви-

целесообразно при

гателем

мощности электриче-

ского генератора ме-

нее 500 -1000В-А.

Термоэлектриче-

До 10 - 12

Значения к. п. д.

ский генератор

при разности темпе-

ратур горячего и хо-

лодного спая 300° С

Пружинный ге-

0,05

0,03

нератор

Мускульный ге-

До 8

нератор

Солнечная бата-

До 100

8-11

Удельная мощность

20 Вт/м

Электромагнит-

Сотые и ты-

Доли

Характеристики

ное поле

сячные доли

очень сильно зависят

ватта

от расстояния и па-

раметров антенн

Звуковое поле

То же

Требуются микро-

8-10

фоны с большой по-

верхностью мембраны

(8-20 см2)

теристнка имеет вид, показанный на рис. 2.1, и требует таких схемных решений, при которых работоспособность РЭА обеспечивается в интервале значений £раб/£н = -0,5. Элементы РЦ при малых токах разряда имеют выпуклую разрядную кривую (б), рис. 2.1.

Миниатюризация ХИТ приводит к значительному удорожанию эксплуатации. Для большинства гальванических элементов и части аккумуляторов связь между объемом, весом, временем работы и стоимостью аналогична показанной на рис. 2.2, что требует соответствующего сравнения вариантов. Перегрузка по величине разрядного тока служит причиной падения емкости ХИТ. При разрядном токе, превышающем в пять раз номинальный, емкость гальванических элементов составляет 60%, а аккумуляторов-80-90% номинальной.



1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284