Космонавтика  Электронные усилители 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 [ 132 ] 133 134 135 136 137 138 139

Использование преобразования {П1.7) при гармоническом анализе заключается в следующем.

Зная входной сигнал a{t), по формуле (П1.76) находим его изображение Адупа); умножая это изображение на G, получаем изображение выходного сигнала Адупоз); после этого искомый оригинал выходного сигнала ag(t) определяется по формуле (ГЦ.7а). Суммирование бесконечных рядов часто является сложной математической задачей; эта задача иногда упрощается, если можно пренебречь высшими гармониками входного сигнала.

Интеграл Фурье. В случае непериодических сигналов ряд Фурье непригоден; его естественным обобщением на случай бесконечно больших периодов является интеграл Фурье.

При Т->-оо пределы интегрирования в (П1.76) становятся равными -оо и +00, а вместо произведения гт можно писать просто (Л, поскольку понятие основной частоты исчезает (она вырождается в нуль).

Тогда вместо (П1.76) получаем:

Л(У(о)= 5 a(t)e-l >tdt (П1.8а)

- со

или, если a{t) = 0 при /<10, что часто бывает на практике, то

A{j(o)[a(t)e-l > dt. (П1.86)

Процесс суммирования (П1.76) переходит в процесс интегрирования

+ 00

а(0 = J AU(ii)eid(o, (П1.9)

- cd

если считать </(o=f , что вполне логично.

Применительно к рядам мы использовали термины изображение и оригинал условно. В области функциональных преобразований Фурье (П1.8), (П1.9) эти термины общеприняты:

(П1.8) является прямым преобразованием оригинала (ич первообразной функции) a{t) в его изображение A{j(o); (П1.9) является обратным преобразованием изображения в оригинал.

Использование интегралов Фурье для анализа схем, по существу, пе отличается от описанного выше использования рядов. Следует



ЛИШЬ иметь в виду, что роль обобщенной комплексной амплитуды /г-й гармоники играет не сама величина A{ja)), а ее диф-

( ференциал A(Ja)da. Это естественно потому, что спектр амплитуд сигнала вместо дискретного (в случае ряда) стал непре-

{ рывным. Поэтому амплитуда каждой из бесконечного числа бес-. конечно близких гармоник должна стать бесконечно малой. Величина Л(уи) характеризует плотность амплитуд на участке da в окрестности частоты (О.

Итак, использование преобразований Фурье сводится к следукн щему. Зная a{t), находим изображение AiJo)) и, тем самым,

элементарную обобщенную амплитуду A(j(u)dw; умножаем эту

\ амплитуду на 6, т. е. получаем элементарную выходную амплитуду Aijdi) dw; наконец, путем обратного преобразования опре- деляем авых{)-

Операторный метод. Как указывалось выше, в основе импульсного анализа схем лежит ступенчатый входной сигнал. Его можно записать в виде

a(t) = a-l(t), (П1.10)

где 1(0 - обозначение единичной ступеньки, т. е. сигнала, который равен нулю при t<0 и равен единице при fO.

Единичная ступенька, будучи элементарным сигналом в импульсном анализе, является сложным сигналом с точки зрения гармонического анализа. Поэтому, чтобы определить реакцию на ступеньку, пользуясь рассмотренными методами, необходимо, прежде всего, найти изображение ступеньки.

Подставляя в (01.86)

е-li - cos (at-J sin at,

легко убедиться, что интеграл Фурье для этого непригоден, ибо он не сходится при a{i)=l. Чтобы обойти это затруднение, найдем сначала изображение функции е~°*(о>0) с тем, чтобы потом положить 0=0, т. е. вернуться к функции 1(0- Представляя 3 тригонометрической форме и интегрируя по частям, находим из (П1.86):

: (/) = 5Т]- (П1.11а)

Полагая о=0, получаем

1(У(й) = 1. (П1.116)

Однако изображение единичной ступеньки можно получить более непосредственным путем. Для этого нужно вместо мнимого оператора уш, которым мы пользовались до сих пор, ввести более



общий комплексный оператор

p=ci + Ja (о>0).

Тогда экспонента е * будет уже не вспомогательной функцией, а органической частью подынтегрального выражения в формуле (П1.86v.

С 1 .е-*е-/ << = Г 1rf=.-L . J J o + i(o

Следовательно, при использовании оператора р интеграл, с помощью которого находится изображение единичной ступеньки, оказывается сходящимся, а само интегрирование выполняется чисто формально

l(/3) = Jl-e--P*< = i-. (П1.12)

Переход к комплексному оператору р влечет за собой переход от преобразований Фурье к преобразованиям Лапласа, прямому ц обратному:

A(p)=a(t)e-P* dt, (П1.13)

0 + jco

()=2Й/ I MP)e*dp. (П1.14)

В электротехнике операторные преобразования обычно осуществляют не по Лапласу, а по Карсону:

A(p)=:pla{t)e-PUt, (П1.15)

Принципы операторного исчисления одинаковы для обеих форч изображения, но все изображения по Карсону отличаются от изображений по Лапласу множителем р. Удобство формы Карсона в том, что изображение единичной ступеньки оказывается просто равным единице, тогда как в форме Лапласа изображение единиин,

согласно (П1Л2), равно ~.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 [ 132 ] 133 134 135 136 137 138 139